Подготовительный этап

Личная страница участника семинара

1. Давайте познакомимся!


О семинаре в друдлах
Открой врата знаний и увидь ...

Оо-о-о, видите Ваши мысли?! Наши мысли материальны ...
А, Вы знаете, что ...
Как-то Альберт Эйнштейн поспорил, что дотянется языком до подбородка! Как ученый он вынужден был представить доказательство всему миру.

2. Реферирование статей по теме семинара

№ппНазвание статьи с активной ссылкойАвторЧто заинтересовало(цитаты)
1Визуализация обучения как средство развития учебных способностей младшего школьникаЕрмилова  Е.БРезультативность учебной деятельности в большей степени определяется природными задатками и симпатиями к учителю, чем объемом накопленных знаний, сформированностью учебных умений и развитостью учебных способностей.
 Дж. Л. Уотсон считает, что наиболее правильно представлять себе процесс визуализации как создание внутреннего образа воспринимаемого ребенком объекта. В этом понимании границы понятия " визуализация" значительно шире традиционно понимаемого понятия " наглядность". В создании внутреннего образа объекта может участвовать не только наглядность, а и другие средства, подключающие различные органы чувств и формирующие особый язык познания.
 Созданный ребенком образ предмета не всегда соответствует реальности, поскольку полученная информация окрашивается его индивидуальным восприятием. Поэтому образ одного и того же предмета значительно отличается у разных учащихся, как и оценки значимости отдельных его элементов.
 Формы использования приемов визуализации различны. Это могут быть: визуализация как работа с печатным текстом; работа с рисунками как средством иллюстрации прорабатываемого текста и как основой перехода к работе с текстом; визуализация услышанного ребенком устного рассказа и основа создания самостоятельных рассказов, работа с незаконченным, рисунком, помогающим развитию фантазии и воображения; выполнение заданий на сравнение рисунка с натуральными объектами, нахождение неточностей или недостающих (лишних) деталей; конструирование рисунка по заслушанному рассказу, опредмечивание его в рисунке, компоновке деталей, отображении их связей; работа над определением соотношения "рисунок-схема" и др.
Цели визуализации:
- помочь опредмечиванию словесного сообщения или предъявить сообщение, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;
- проконтролировать полноту и характер усвоения переданной учителем информации;
- способствовать развитию воображения и фантазии;
- выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
- выявить или вызвать определенное отношение к изучаемому материалу, отдельным ситуациям, героям, их поступкам;
- выявить отношение к определенному герою или событию;
- создать необходимый учебный настрой;
- пробудить определенные чувства;
- усилить или ослабить определенное эмоциональное воздействие или состояние ребенка, снять стресс, ослабить остроту переживаний; внушить уверенность в своих силах;
- подготовить к игре, задать ее условия и ограничения, отметить успехи и завуалировать неудачи ребенка в игре;
- активизировать познавательный интерес;
- помочь перевоплотиться в образ, соответствующей порученной ему роли; помочь адаптироваться к новым условиям;
- сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;
- вызвать определенные ассоциации;
- развить способности к анализу и сравнению;
- организовать тренировку внимательности и наблюдательности;
- сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;
сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал.
2Роль визуализации в процессе обучения математикеН.Пресмег,
М.Чошанов
Уровни взаимодействия способов предастовления информации:
1. Динамическое визуальное представление реальный процесс;
виртуальная реальность;
видеоизображение.
2. Статическое визуальное представление
реальный объект;
фотография;
иллюстрация/рисунок/картина.
3. Абстрактное визуальное представление
образ/график/чертеж;
концептуальная карта/схема;
абстрактный знак/обозначение.
4. Символическое/вербальное представление
определение/описание;
название/ярлык;
класс/род.
3Визуализация как способ структурирования знаний и  формирования ментального пространстваЕ.А.МакароваСмыcлообраз  – это скорее схема, то психика человека является не образом, а именно смыслообразом мира, создаваемым силой воображения субъекта и «включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Задача визуализации - преобразование огромных массивов информации в адекватные для человеческого восприятия графические образы, связанные единым смыслообразом. Визуальные образы могут варьироваться от детальных графических изображений до абстрактных структур, графов, схем, диаграмм, и т.д.
Визуализация по сравнению с вербальной коммуникацией оказывается психологически более емким и легким, социально — более массовым и доступным, но менее стабильным и однонаправленным способом структурирования знаний.
Наполнение статических (бумажных) или динамических (мультимедийных)
средств обучения должно быть основано на постоянном взаимодействии трех способов предъявления информации (текст-образ-схема),
приводящего к формированию целостного учебного смыслообраза, позволяющего активизировать визуальное мышление обучаемого  при изучении учебных предметов различных образовательных областей.
Гештальт-идеи применяются особенно относительно схем в рамках
зрительного восприятия. Этому подходу служат три утверждения:
a) в образном материале легче ориентироваться,
б) он лучше запоминается и в) служит неповторимой визитной карточкой данной учебной программы, позволяющей легко отличить ее от других и мгновенно восстановить в памяти всю структуру при любом упоминании о ней.
Наряду с абстрактно-логическим, визуализация информации позволяет включать механизмы наглядно-действенного, образного, ассоциативного мышления, усиливать деятельность воображения (воссоздающего
и творческого) направлений визуализации учебного контента, которые представляют собой примеры организации образовательной деятельности:
· образного представления новой учебной информации как иллюстрации, в виде схем, таблиц, графиков, рисунков, графических образов и др.;
· закрепление пройденного учебного материала в виде текста или графического изображения, а также систематизация компьютерной графической информации;
· подготовка обучаемых к сохранению интеллектуальной собственности
способами самостоятельной, творческой деятельности по приобретению
знаний;
· интерпретирование учебной информации, превращение учебного контента в удобные для запоминания и хранения в памяти схемы и конструкты.
Ментальные структуры – это система психических образований, которые в
условиях познавательного контакта с действительностью обеспечивают
возможность поступления информации о происходящих событиях и ее
преобразование, а также управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуального отражения. Неудачи интеллектуальной деятельности могут быть показателем не столько недостатка интеллектуальной одаренности, сколько неспособности к выражению имеющихся ментальных возможностей. Одним из первых понятие ментального пространства в качестве психологической категории ввел Ж. Фоконье, используя его в достаточно узком контексте проблемы
ппреждевременно считать, что визуальные средства (схемы, фреймы, гештальты и художественные образы) могут целиком заменить вербальный способ изложения информации. Однако визуализация
содержания информации, придание ей личностного смысла и формирование смыслообразов позволит направить мысль в требуемом направлении, обратить внимание на главное и на моменты, существенные для понимания и формирования понятий, а главное интеграция визуальных и вербальных способов предъявления информации поможет обучаемому постигнуть смысл окружающей действительности и построить собственную «картину мира», адекватную этой действительности представления знаний.
4Когнитивная визуализация (КВ) дидактических объектов в активизации учебной деятельностиН.Н.МанькоСистема противоречий, которая сложилась в образовании и значительно препятствует повышению активности, интенсивности и продуктивности
учебной деятельности обучающихся:
– трудности восприятия знаний, их переработки и применения обучающимися в процессе решения учебных задач из-за ограниченности человеческих ресурсов, не сопоставимых с объемом и мощностью
информационных потоков;
– доминирование словесных методов обучения, обусловливающих повышенную нагрузку на механизмы умственной деятельности, и стихийный поиск обучающимися способов и средств поддержки раз-
личных видов учебной деятельности;
– недостаточная готовность обучающегося к адекватным учебным действиям вследствие несформированности учебно-познавательных навыков и отсутствия соответствующего обеспечения дидактическими
средствами этапов учебной деятельности и др.
В общепринятом определении сказано, что «визуализация» (от лат. viso – смотрю), «визуальный» (от лат. visualis – зрительный) означает видимый.
Иное определение визуализации дается в известных педагогических концепциях (теории схем – Р.С. Андерсон, Ф. Бартлетт; теории фреймов – Ч. Фолкер, М. Минский и др.), в которых этот феномен истолковывается как вынесение в процессе познавательной деятельности из внутреннего плана во внешний план мыслеобразов, форма которых стихийно определяется механизмом ассоциативной проекции. В этом определении обращают на себя внимание два аспекта: первый – о вынесении мыслеобразов из внутреннего плана во внешний; второй – о стихийном определении формы мыслеобразов.
Автором определена взаимосвязь этапов учебной деятельности со средствами и функциями КВ.
5Основные параметры визуализации учебной информацииБарышкин А.Г,
Резник Н.А.
Под визуализацией понимаем целенаправленное использование визуальных образов, специально организованных для стимулирования визуального мышления
Основные параметры визуализации учебного материала:
- простота;
- очертания и форма;
- свет и цвет;
- пространство.

3. ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОГО, В КАКОЙ ФОРМЕ ПОЛУЧАЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМА И УДОБНА ДЛЯ ВАС.

Во время теста набрано 30 баллов.

ВАШ РЕЗУЛЬТАТ: Аудиальная сенсорная репрезентативная система. Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой обладают способностью делать тонкие аудиальные различия, отчетливо слышать разнообразие тонов и тембров звучащих звуков. Темп речи средний, поэтому говорят такие люди, как правило, громко и отчетливо, в строго выдержанном ритме. Тон голоса у них чистый, выразительный и резонирующий. Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой часто проговаривают, нашептывают для себя то, что они только услышали. Разговор или процесс мышления у таких людей может сопровождаться мелкими ритмическими движениями тела, например постукивание ногой в такт беседы. При разговоры такие люди обращают  вниманием не только на слова, но и на то, как они произнесены. Они часто поворачиваются ухом к собеседнику, как бы вслушиваясь в тональность, тембр и ритм его голоса. Сами эти люди очень разговорчивы, обожают беседы, всегда очень четко излагают ход события. 

4. Форум " Одно фото и целый мир"

"Здравствуйте коллеги!
Неоднократно видела эти два снимка в разных контекстах, но не разу не задавалась вопрос "Какое это фото: постановочное или документальное?".
Прочитала ответы на задания. Действительно, целый детектив. Но, все равно, мне не понятно (присоединюсь к Анне Юрьевне) зачем Вы все это обсуждали?
Мне, как учителю математики, подобные фото совсем ни к чему, и все равно какое оно. Как классному руководителю привязать к классному часу, зачем, есть более животрепещущие темы! 
Извините, но смысл этого задания мне совсем непонятен!sad
Я думаю, что фото для обучения может быть любым (документальным, постановочным), главное, чтобы оно несло (направляло, вызывало) необходимую для обучения информацию."

5. Фотографии, которые изменили мир!

Классный час  «Мои права и обязанности», 8 класс 
Дискриминация (лат. discriminatio «различение») — неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку. Ограничение прав может быть подкреплено законодательством, принятой в стране религией или может основываться исключительно на сложившихся моральных нормах. В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, род занятий и т. д.
Материал: Фото "Белые и цветные, фотография Эллиотта Эрвитта 1950 год"
Задания до просмотра фотографии
Учащимся предлагается познакомиться с международными правовыми документами о дискриминации.
Задания при просмотре фотографии
1.      Что изображено на  фотографии?
2.      Как Вы думаете, почему именно эта фотография предложена Вам для осмысления проблемы дискриминации?
Задания после просмотра фотографии
1.      Какие права человека нарушены?
2.      Как Вы думаете, почему эта фотография считается одной из тех, которые изменили мир?
Творческое задание по содержанию фотографии
1.      Придумайте название к этой фотографии.
2.      Домыслите, в какой стране  Вы могли бы столкнуться с увиденным на яву. Подтвердите свои доводы.

6. Форум "А я делаю так"

В основном у меня больше всего презентаций, в которых присутствуют схемы, опоры-конспектов, памятки, формулы, графики, портреты ученых, диаграммы, рисунки и чертежи. Увы, уравнение не "увидишь", его надо решать. Пример 1.
Очень мало видеофильмов, применяю, если позволяет тема урока.  (Пример 2.)
Думаю, семинар "подкинет" еще интересных идей о визуализации учебного процесса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий